В чем феномен успешного финского образования? Впечатления педагогов Северо-Казахстанской области

С целью обмена опытом в сфере образования группа руководителей Северо-Казахстанской области побывала на стажировке в Финляндии, где приняла участие в международном семинаре «Инновации в школьном образовании – опыт Финляндии». В Программу семинара были включены деловые встречи, обзорные туры по школам, знакомство с образовательной системой Финляндии. Делегация посетила департамент образования и лицей в г.Турку, городской департамент образования.

Были рассмотрены вопросы, касающиеся основной концепции, нормативно-правовой базы, структуры управления, организации контроля в образовании страны на примере одного города.  Побывавшие в Финляндии педагоги сразу по приезду поделились впечатлениями в интервью редакции «Білімді ел – Образованная страна»:

«Действующая система образования в стране продумана до мелочей и работает с 2001 года, не имея “тупиковых” ветвей. В Финляндии бесплатное образование и познавательные экскурсии для учащихся. Частные школы, а их 2%, не имеют право получать прибыль. Бесплатное питание гарантировано законом с 1948 года. Дошкольная система образования в Финляндии действует для детей с года, начальная школа с 1 по 6 класс, основная начинается с 13 лет до окончания основной школы, т.е. 9 класса. Предшкола может быть как в саду, так и в школе, где у детей основной вид деятельности – игровой. После окончания основной школы, учащиеся выбирают добровольное обучение в гимназии, лицее либо в колледже. Существует 10 – балльная система оценивания школьников. Учащиеся, которые по разным причинам не выполнили стандарт образования, имеют возможность обучаться во вспомогательном 10 классе. По факту 52% учащихся продолжают учебу в старшей школе, 48% – идут в колледжи за получением профессии. Государственное финансирование образования на одного учащегося составляет до 6000 евро в год.

Национальный образовательный стандарт в каждом муниципалитете свой, целевые компетенции расписаны на каждый год. Мониторинг успеваемости ведется лишь учителем, с 90-х годов полностью отменили инспектирование школ, таким образом проверки как внутренние, так и внешние отсутствуют. Единственный экзамен по итогам окончания 12-летней школы, как наше ЕНТ – для поступления в ВУЗ Успешность сдачи экзамена является критерием успешности учителя.

Директором назначается обязательно только бывший учитель после прохождения годичного курса обучения с получением диплома. Данные курсы проводятся без отрыва от работы. По такому же принципу принимаются учителя на работу, особенно учителя начальных классов, работающие с 1-6 классами. Все учителя должны иметь высшее образование с уровнем магистратуры, а также квалсертификат на знание своих предметов. В конце учебного года, либо до начала учебного года всем учителям необходимо пройти ежегодную курсовую подготовку».

Группе из Казахстана удалось побывать и в гимназии, и в общеобразовательной школе: начальной и средней и увидеть воочию организацию учебного процесса, техническое оснащение школ, познакомиться с методиками обучения, посетив классные занятия, и в непосредственном общении с детьми и педагогами.

В Университете Тампере, на Факультете образования и культуры участники поездки приняли участие в семинаре «Организация подготовки и повышения квалификации педагогов для работы в школе», где стало понятным, что в подготовке молодых педагогов немаловажно наличие в программе обучения не менее 30 % научного компонента.

Основными направлениями обучения студентов являются общественное, технологическое и здоровьесберегающее. Обучаются студенты на 3 факультетах – дошкольное образование, классное руководство и преподаватели-предметники, имеется докторантура. Самым престижным факультетом является педагогика и культура. Рейтинг подтверждается желающими поступить сюда 1 к 20. Все студенты проходят стажировку в пилотных школах при вузе, начиная с 1 курса под руководством методистов.

В результате обучения большое внимание уделяется философскому подходу к сути профессии (онтологическая трансформация – перерождение студента в преподавателя – уяснение миссии педагога, идентификация личности с профессией). «Обучая будущих педагогов, мы предлагаем им экспериментировать, быть агентом самого себя и только тогда он станет студентом на всю жизнь», – считают специалисты вуза.

Представители Управления образования СКО во главе с руководителем Гульмирой Каримовой в процессе общения с представителями Департамента образования г.Турку провели переговоры о возможных направлениях сотрудничества. Подписан меморандум о совместной работе и передаче передового опыта одной из ведущих стран по качеству образования в мире. «Сильные, мотивированные учителя – это качественное знание учащегося. Финляндия произвела на нас неизгладимые впечатления о фундаментальности и значимости образования для развития!» – поделились в интервью нашей газете педагоги.

Дереккөз: Білімді ел